Жалоба на действия ГИБДД

Жалоба на действия ГИБДД

Жалобы на действия сотрудника ГИБДД в нашей стране являются самым популярным для подачи в государственные органы документом.

Причиной тому служат многие факторы, в том числе и коррумпированность тех самых сотрудников. Однако, стремясь к правовому государству, необходимо и действовать в рамках закона.

Касается это как сотрудников ГИБДД, так и водителей. Законным способом влияния на ситуацию в случае наличия нарушений со стороны сотрудника ГИБДД является подача жалобы.

Основания для подачи

Основания для подачи

Порядок обращения граждан за судебной защитой регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации, в котором определена вся последовательность действий гражданина-заявителя.

Этим документом установлено, что гражданин может пожаловаться на действия (либо бездействие) государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (коими и выступают сотрудники ГИБДД), нарушающих права и свободы граждан, и в том числе — на незаконное привлечение гражданина к административной ответственности органами ГИБДД, необоснованное признание вины в дорожно-транспортном происшествии и т.д.

Законом установлен достаточно четкий регламент, которого и должен придерживаться заявитель о нарушении, совершенном сотрудником ГИБДД.

Жалобы на действия ГИБДД условно можно распределить на два вида в зависимости от первопричины их подачи:

Как нетрудно догадаться, первая направлена на обжалование некоего документа, составленного сотрудником ГИБДД, неправомерно, по мнению заявителя.

Причин для подачи подобной жалобы может быть несколько:

  • отказ инспектора от внесения в протокол определенных сведений (показаний водителя, свидетеля или третьего лица);
  • вынесение необоснованного постановления касательно невиновного лица;
  • неполное или искаженное отображение обстоятельств дела в постановлении.

Полезный совет!

Водитель или свидетель происшествия может заявлять инспектору о намерении подать жалобу или не заявлять об этом. На действия последнего это повлиять не должно. Жалоба должна быть подана в письменной форме.

Подача жалобы в устной форме открывает широкое поле для руководства ГИБДД в плане реагирования или нереагирования на жалобу.

Обязательные элементы жалобы

Обязательные элементы жалобы

Законодательством не установлены четкие требования к содержанию жалобы. Однако, исходя из правоприменительной практики, можно отметить, что жалоба должна содержать:

  • наименование органа или должностного лица, которому она адресуется;
  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • четкое и подробное изложение действий сотрудника ГИБДД, которые обжалуются, вместе с изложением обстановки и ситуации в целом в хронологическом порядке (например, начиная с момента остановки водителя инспектором);
  • требования заявителя (применение санкций к сотруднику и т.д.).

Также в жалобе можно указать способ, которым заявитель хочет получить письменный ответ касательно ситуации с рассмотрением жалобы. Написать жалобу в ГИБДД может каждый минимально юридически подкованный гражданин.

Безусловно, более результативной и убедительной жалоба будет в том случае, если она будет основываться и иметь ссылки на нормативно-правовые акты, нарушенные сотрудником ГИБДД. Однако даже в случае, если никаких подобных ссылок в тексте нет, заявление должно быть рассмотрено в общем порядке.

Для большей убедительности в жалобе можно указать следующие аргументы касательно неправомерности действий инспектора:

  • слабая мотивированность постановления (при этом отрицать суть нарушения вовсе не обязательно);
  • отсутствие достаточных доказательств вины;
  • несоответствие выводов, которые сделал инспектор, реальным обстоятельствам дела;
  • неправильное толкование закона;
  • непринятие во внимание доказательств, приводимых гражданином в свою защиту.

Также заявитель может ссылаться в своем заявлении на процессуальные нарушения, допущенные инспектором. Мелкие процессуальные нарушения не могут быть причиной полной отмены постановления, однако в совокупности с нарушениями материального права могут повлиять на решение компетентного органа по сути заявления.

Составляя заявление, необходимо особое внимание уделить цели, которая преследуется его подачей. Если водитель желает просто уменьшить штрафные санкции, целесообразно в жалобе будет ссылаться на наличие смягчающих обстоятельств. Перечень таких обстоятельств установлен ст. 4.2 КОАП РФ, однако в жалобе гражданин может также указывать и другие факты, влияющие на размер штрафа.

Внимание

При подготовке жалобы практикуется проведение автотехнических исследований специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Это позволяет восстановить и тщательно исследовать механизм ДТП, его истинные причины и другие обстоятельства.

При этом будут проанализированы действия каждого участника ДТП и определена их фактическая роль в случившемся. Важную роль имеет консультация с адвокатом по определению правильной стратегии и тактики защиты при проведении разбирательства дела. Все указанные действия направлены на более полное обоснование жалобы и аргументов, приведенных в ней.

Стоимость проведения экспертизы оплачивается заявителем. В случае подачи заявления в суд истец может взыскать с ГИБДД стоимость проведенной экспертизы.

К жалобе, подаваемой в любую инстанцию, необходимо также приложить все письменные доказательства. К таким могут быть отнесены:

  • документы, подтверждающие наличие нарушения;
  • зафиксированные показания свидетелей;
  • выводы экспертов;
  • аудио- и видеозаписи действий инспектора ГИБДД.

В последние годы именно совершение видеозаписи общения с инспектором ГИБДД стало самым популярным видом доказательства. В любом случае, чем больше доказательств приведет гражданин, тем больше его шансы на удовлетворение жалобы.

Процедура рассмотрения и результат

Процедура рассмотрения и результат

После получения жалобы у органа или должностного лица, которое ее рассматривает, есть 30-дневный срок на рассмотрение и предоставление ответа.

В целом, можно выделить два типа решений, которые может принять уполномоченный орган по результатам рассмотрения жалобы:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание действий сотрудника неправомерными и применение к нему соответствующих санкций.

Во втором случае пострадавшему гражданину приносятся извинения в письменной форме (извинения приносятся должностным лицом, которое рассматривало жалобу, а не самим сотрудником). Если после истечения 30-дневного срока гражданин так и не получает ответ, он вправе подать заявление о применении административной ответственности к должностному лицу, обязанному рассмотреть жалобу.

Предупреждение

При подаче заявления в суд для его рассмотрения установлен срок в 2 месяца. Несмотря на то, что этот срока гораздо более длительный, многие граждане обращаются за решением вопроса именно в судебную инстанцию, считая ее более объективной.

Жалоба в прокуратуру и суд

Жалоба в прокуратуру и суд

Жалоба в прокуратуру на ГИБДД – еще один действенный способ повлиять на защиту своих прав и интересов от посягательств со стороны сотрудников того самого ведомства.

Написание жалобы в прокуратуру является следующим шагом после подачи жалобы в ГИБДД. Традиционно он применяется в случае, если руководство ГИБДД не дало своевременного ответа на предварительно поданное заявление.

Прокуратура является государственным органом, который осуществляет надзор за выполнением законодательства и защитой прав и свобод граждан. В случае если сотрудниками прокуратуры будет установлено, что сотрудником ГИБДД нарушены права и интересы гражданина, они вправе передать письменное распоряжение органам ГИБДД для применения к последнему дисциплинарных санкций.

В суд жалоба подается в форме письменного иска. Обязательным элементом иска являются исковые требования. В случае с действиями сотрудника ГИБДД гражданином могут быть заявлены требования о взыскании ущерба, причиненного таким действиями, в том числе, и морального.

Вне зависимости от того, какой способ защиты своего права избирает гражданин – обращение в ГИБДД, прокуратуру или суд, необходимо помнить о том, что именно такие законные способы урегулирования конфликта с представителем государственной власти являются оптимальными.

Скачать

Образец жалобы в ГИБДД

Об автореВсе статьи
Автоюрист

Виктор Доронин

Окончил Российский государственный гуманитарный университет (юр. фак.), также с отличием окончил аспирантуру в Московском университете МВД России. Специализация - автомобильное право, публицист.

Как можно снять авто с учета

Жалоба на действия ГИБДД

Размер госпошлины за регистрацию автомобиля в 2017 году

Программа утилизации старых авто в России в 2017 году

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в 2017 году


Метки:

Комментарии к статье

  1. Как правило многие споры можно разрешить без привлечения суда, достаточно написать жалобу вышестоящему начальнику либо обратиться письменно в вышестоящую организацию. Сотрудник ГИБДД выписав квитанцию на оплату штрафа, не указал реквизиты, куда именно оплачивать, я оплатила не на тот р/с сумму, и приехав за правами с квитанцией, получила отказ в выдаче. Предложили оплатить второй раз на месте, оплатила, но банк отказался возвращать сумму, уплаченную ранее. С письменным заявлением обратилась к начальнику управления, двойную сумму штрафа возместили мне в кассе за причиненный ущерб моральный. Правда заявление забрать намекнули. Вот такое тоже бывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *